Заседания клуба        23 ноября 2019        317         0

12 ноября 2019 года состоялось очередное заседание Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050»

Экспертное сообщество и институты гражданского общества готовы совместно с органами власти формировать механизмы учета мнения населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития Дагестана.

В заседании приняли участие:

Сергей Дохолян  – д.э.н., профессор, Председатель Клуба «Стратегия – 2050»

Дмитрий Деневизюк – к.э.н, ученый секретарь Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН

Расул Кадиев  – юрист, координатор проекта «Институт города»

Эдуард Уразаев – политолог, обозреватель радиоканала «Эхо Москвы (Махачкала)»

Василий Черкашин  – д.г.-м.н., профессор, главный научный сотрудник  Института геологии ДНЦ РАН

Заид Абдулагатов  – к.ф.н., доцент, заведующий отделом социологии Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Андрей Меламедов   – обозреватель еженедельника «Новое дело»

Михаил Чернышов– к.э.н., ведущий научный сотрудник  Института проблем рынка РАН

Абдулхабир Акилов — экс-начальник Контрольно-финансового управления Президента Республики Дагестан

Заур Гаджиев – генеральный директор радиоканала «Эхо Москвы (Махачкала)»

Гость клуба

Абдулхалик Гиндиев – д.э.н., профессор, Председатель ДРОО «Ассоциация экономистов Дагестана»

 

12 ноября 2019 года на площадке Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН прошло очередное заседание Кавказского политико-экономического Клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050». Темой обсуждения являлись проблемы учета мнения экспертного сообщества и институтов гражданского общества в решении вопросов социально-экономического и политического развития Республики Дагестан.

Собравшиеся отметили, что согласно принятым Указам Президента России и Постановления Правительства РФ, новая парадигма государственной политики регионального развития предусматривает обеспечение равных возможностей экономических, политических и социальных прав граждан, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

План реализации «Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года» (п. 31) предусматривает «введение дополнительных механизмов привлечения граждан РФ в государственное и муниципальное управление с повышением их гражданской ответственности за участие в решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих  территорий, а также механизмов учета мнения населения при решении указанных вопросов».

В Республике Дагестан отсутствует механизмы прямых выборов Главы Дагестана, руководителей муниципалитетов. Выборы депутатов Народного Собрания РД и законодательных собраний по закрытым партийным спискам, фактическая невозможность реализации большинством граждан права быть избранным приводит к нарушению на территории Дагестана конституционных прав граждан РФ, закрепленных п.1 и 2 Статьи 32 Конституции РФ.

Участники клуба отмечают используемые органами власти трудоёмкие и неэффективные методы имитации участия населения в выработке решений на примере проекта «Мой Дагестан» и конкурса «Местных инициатив».

Дагестанское общество  не получает полной и достоверной информации об эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях. Вызывают справедливые сомнения показатели статистической отчетности и расчетов налоговой базы (в том числе, по земельному налогу).

Практика кадастровой оценки недвижимости и определение тарифа за вывоз мусора показывает, что власти республики не смогли выработать механизм согласования решений не только с населением, но и с парламентом Дагестана, районными, городскими и сельскими властями.

Отсутствует независимая правовая оценка имущественных и бюджетных решений, принимаемых органами республиканской и местной исполнительной власти.

Отсутствие системы взаимодействия с экспертами и гражданским обществом в сфере реализации национальных проектов и региональных программ приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Например, изменение политики в конце 2017 года привело к падению в 2018 году объёмом закупок по всем источникам бюджетов с 52 млрд рублей до 26 млрд рублей, в том числе снижение  количества контрактов с малым бизнесом с 29 тыс до 9 тыс контрактов в год. До сих пор в республике не выработка эффективная программа финансового участия населения и бизнеса в решении местных проблем. Одной из причин неэффективного использования государственных и общественных ресурсов, по мнению участников Клуба, лежит в отсутствии взаимодействия с местными экспертами.

Дагестанское общество не получает отчета о реализации ключевых документов стратегического характера (Стратегии, Госпрограмм, национальных проектов и т.д.) и не имеет возможности влиять на их разработку и корректировку.

 

Пример разработки Стратегии развития Дагестана до 2035 года показывает систему закрытого поиска разработчиков, без публичного проведения конкурсов  и аукционов.

Все обозначенное ведет к росту протестных настояний на территории Дагестана, снижению доверия населения к муниципальной, республиканской и федеральной власти, нарастанию негативных тенденций, в том числе сепаратистских проявлений.

Экспертное сообщество, независимые средства массовой информации, другие институты гражданского общества республики открыты для конструктивного обсуждения вопросов социально-экономического и политического развития Дагестана, готовы совместно с органами власти формировать механизмы учета мнения населения при решении этих вопросов.

Участники клуба пришли к решению на системной основе проводить мониторинг экономической и политической ситуации в республике, регулярно публиковать рейтинг наиболее острых проблем.

Участники клуба приветствовали продолжение обсуждение вопросов на других площадках, в том числе Ассоциацией экономистов Дагестана.