Аналитика, Мнения и комментарии, Политика        22 февраля 2020        240         0

«Давно пора!» – Сергей Дохолян о внимании Счетной палаты России к Кавказу

В счетной палате РФ прошла стратегическая сессия «О приоритетах развития Северного Кавказа». Считаю, что Счетной палате РФ давно надо было обратить внимание на Северный Кавказ: за последние пять лет в макрорегион направлено более 2 трлн рублей, из них более 60 % – средства федерального бюджета, однако существенных изменений, адекватных вложенным средствам, не видно.

Проблемы Северного Кавказа только усложняются, а решения не видно. Как результат, ликвидировано Министерство по делам Северного Кавказа. Создание отдельного округа – СКФО также не дало никакого реального положительного результата, поэтому, возможно, назрела необходимость объединения округов – ЮФО и СКФО.

Думаю, что Алексей Кудрин, как председатель Счетной палаты РФ, рассматривая «болевые точки» регионов, где неэффективно используются бюджетные средства, неслучайно обратил внимание на Северный Кавказ, считая, что ситуация здесь хуже, чем в других регионах страны. Ведь основная функция Счетной палаты РФ – это контроль за использованием бюджетных средств.

Регионы СКФО, по прежнему, отстают в таких показателях как «индекс промышленного производства», «ВРП на душу населения», «темпы роста жилищного строительства», «уровень безработицы» и «темпы роста реальных денежных доходов».

Уровень безработицы – более 11%, в то время как по стране – 4,6. Среднемесячная зарплата составляет 61% от среднероссийской. Перечень такого рода сравнительных характеристик, демонстрирующих существенное отставание республик СКФО можно продолжить.

Финансовые ресурсы, которые выделяются для Северного Кавказа, не дают реального экономического роста, не обеспечиваются условия для развития бизнеса и формирования благоприятной инвестиционной среды.

Возникают вопросы в контексте тезиса пересмотра госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Если социальная функция государства в этом макрорегионе еще выполняется (хотя существуют проблемы оснащения медицинских учреждений современной техникой и лекарственным обеспечением льготной категории населения, не хватает мест в детских садах, в ряде субъектов образовательный процесс ведется в три смены) – поддерживаются бюджетники (несмотря на то, что сохраняется высокий уровень задолженности по зарплате – более 300 млн рублей), строятся школы, детские сады, больницы, то на экономику вся эта политика практически не влияет.

Изменение инвестиционного климата, привлечение инвесторов, улучшение предпринимательской среды – это уже функция региональных властей. Руководство регионов, должно создавать благоприятные условия для инвесторов.

И, в первую очередь, надо оживлять инвестиционную активность местного населения. Региональные власти должны создавать условия, чтобы инвесторы чувствовали себя комфортно в республиках, заинтересовывать их во вложении денежных средств, в строительстве предприятий, других объектов. Задача региональной власти – обеспечить  соответствующую инфраструктуру.

По данным Национального банка Дагестана, жители республики  накопили во вкладах более 74 млрд рублей. Всего объем привлеченных банками на территории республики средств клиентов увеличился за год на 20,4% и составил 103,7 млрд рублей.

Основная доля привлеченных банками средств 72% составляют вклады населения. Таким образом, в Дагестане значительные денежные средства находятся в бездействии, население, не видит перспективных проектов, в которые можно было их вложить.

Сегодня нужны новые подходы в кавказской политике России, ядром которого должны стать, прежде всего, меры экономического и политического характера, базирующие на комплексном учете фактов геополитических, геоэкономических и т.д.

Сергей Дохолян, Председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия-2050»