Мнения и комментарии, Политика, СМИ        02 июля 2019        984         0

Председатель клуба Сергей Владимирович Дохолян специально для портала Кавказский пост

«Ключи» от проблем Кавказа лежат в Москве Программных документов, которые регламентируют развитие Северного Кавказа, за последние годы было принято множество. Но, пожалуй, важнейший среди них – это утвержденная в феврале «Стратегия пространственного развития РФ». В ней Северо-Кавказский регион провозглашается одной из геостратегических территорий в России (наряду с Русской Арктикой, Дальним Востоком и двумя эксклавами – Крымским полуостровом и Калининградской областью). Соответственно, правительство указывает, что главными целями развития Северного Кавказа являются следующие: снижение безработицы (за счет мобилизации трудовых ресурсов в другие регионы страны), повышение доступности образования и эффективности энергоснабжения, развитие традиционных народных промыслов… В общем, в основном – общие фразы, которые уже не раз звучали в иных документах (и, наверняка, снова будут повторены в разрабатываемой «Концепции социально-экономического развития округа»). Из конкретики – только одно предложение: ввести в регионе особые режимы предпринимательской деятельности (что, видимо, позволит вывести из «серой» зоны неформальную занятость).
Но позволят ли все эти шаги вывести Северный Кавказ из категории «отстающих», чего требует Дмитрий Медведев? Этот вопрос «Кавказ Пост» задал председателю Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия-2050», доктору экономических наук, профессору Сергею Дохоляну. – Проблемы развития Северо-Кавказских регионов давно стоят остро, и, с одной стороны, им уделяется большое внимание, а с другой – результаты не значительные. Периодически декларируемые темпы экономического роста в целом не приводят к адекватному развитию реального сектора экономики. И это, несмотря на то, что на протяжении последних лет в субъекты СКФО направлялись значительные средства из федерального бюджета – но их использовали в основном на поддержание социальной сферы и снятия напряженности. Фактически, на сегодняшний день в экономике регионов СКФО сложилась критичная ситуация, усугубляющаяся высоким уровнем безработицы и низкой инвестиционной привлекательностью. Экономики республик СКФО нуждаются в коренной модернизации.
Еще одна проблема – ускоренные процессы урбанизации приводят к росту числа городских жителей. Происходит отток сельского населения в города. Аграрный комплекс практически развалился. Зарплаты на селе настолько низки, что проще получать пособие по безработице и вести собственное хозяйство. Появилась и новая проблема – развития горных территорий. Нужны новые подходы в кавказской политике России, ядром которой должны стать, прежде всего, меры экономического и политического характера, базирующие на комплексном учете фактов геополитических, геоэкономических, глубоких знаний обычаев и нравов, культуры и религий народов Кавказа. Решение проблем Северного Кавказа лежит не только в экономической плоскости, но и в наличии политической воли и понимании того, как управлять этим неспокойным регионом. Одно из ключевых ограничений экономического развития – это наличие мощной клановой системы со своими порядками и законами. Клановая система плодит коррупцию, отпугивает «посторонних» инвесторов, препятствует вертикальной мобильности молодежи. Проблема сегодня состоит в том, что альтернативы этой системе в ближайшее время пока не видно, и именно на нее федеральный центр как опирался, так и опирается.

Полный текст по ссылке : https://capost.media/special/obzory/minkavkaza_izobretaet_sposoby_chtoby_vytyanut_ekonomiku_skfo_iz_glubochayshey_depressii/